Девдутт Паттанаик известен русским читателям, благодаря книге «Беременный король«, представляющей яркое повествование, основанное на историях из Махабхараты, переосмысленных автором и сплетённых в необыкновенный по своей увлекательности сюжет. Девдутт – автор многих книг и статей по философии индуизма, а также блестящий рассказчик и художник, сам иллюстрирующий свои книги. Он много пишет для своего блога devdutt.com.
Ниже я привожу перевод одного из его рассказов из этого блога. Как всегда красиво, глубоко… провокационно.
***
Эти мысли крутились у меня в голове, когда я смотрел на стареющих суперзвёзд, изо всех сил держащихся за натянутость своей кожи и уже давно потерянную молодость.
В природе (пракрити) всё имеет значение. Каждое живое существо уникально. Это выдающаяся уникальность. Есть место для каждого, и у каждого есть своё место. В зависимости от физических характеристик животного выстраивается иерархия: пищевая цепочка хищников и жертв и порядок подчинения омега особей альфа особям. Сильные имеют значение, потому что они выживают; слабые имеют значение, потому что они позволяют выживать другим.
Таким образом, в природе нет любимчиков. Никто не превозносится выше других. Если хищник бежит быстро, он хватает жертву; если жертва бежит быстро, она выживает, чтобы прожить ещё один день. Когда альфа особь слабеет, её побеждает бета особь. Природные иерархии изменчивы.
Человеческий взгляд видит положение альфа особи как привилегированное. Это культурологическое определение, но оно не естественно. Человек видит несправедливость природы, благоволящей сильным в ущерб слабым. Культура жаждет создать более справедливый мир, где к слабым также благосклонны. Однако культурная/социальная реальность (санскрити) не может контролировать индивидуальную воображаемую реальность (брахманду).
Каждый человек – это Брахма, который хочет ощущать себя как-то особенно. Даже если он не хочет ни над кем доминировать, то он всё же желает, чтобы его отличие от других получало признание. Он может быть качественно другим или просто количественно; это отличие можно измерить объективно, либо оно существует лишь в воображении человека. Но это отличие имеет значение.
Вот почему в индуизме так много божеств: каждое со своими характеристиками. Нам постоянно говорят, что все боги одинаковые, что все они есть разные проявления одной единственной истины, каждому божеству нужны особенные подношения: определённая разновидность листьев и специальная пища. Шиве предлагают листья билвы, свежеее молоко и сырую пищу, в то время как Кришне преподносят листья туласи и пищу, приготовленную с пальмовым сахаром и маслом гхи. Это не рационально, но очень действенно, поскольку в этом признаётся уникальность божества.
То, что ни одно божество не может существовать без экосистемы супругов, детей, слуг, друзей, растений, животных и камней, служит напоминанием о том, что ничто не существует в изоляции. Мы часть паутины, и в зависимости от контекста, одно божество становится более важным, чем другое, более значимым, чем остальные, но только пока разыгрывается сценарий этого контекста. На самом деле, все божества должны будут уйти, всех божеств в конце пуджи побросают в воду, согласно ритуалу, известному как висарьян, и оставят там до той поры, пока они не понадобятся снова.
И если идея о признании нас такими, какие мы есть, нравится нам, то идея того, что нас ценят, пока лишь длится ситуация определённого контекста, кажется пугающей. Мы, Брахмы, хотим чувствовать себя более значимыми по сравнению с другими всегда, постоянно. Вот почему мы устанавливаем общество и культуру. Вот почему мы работаем и отказываемся уходить на пенсию, находя невероятные рациональные причины, поддерживающие наши решения. Или же тяжело трудимся над фильмами, утверждающими нас в роли суперзвезды, которая, несмотря на стремительно приближающуюся старость, зарабатывает больше 100 миллионов за один уикенд.
Автор: Devdutt Pattanaik
Перевод: Janna Volkova