Зачем хиджры ждали Раму?

И вот ещё одна статья от Девдутта Паттанаика. Как известно, 11 декабря 2013 года в Индии вновь вступила в силу статья 377 Индийского Уголовного Кодекса, предполагающая уголовное наказание, вплоть до пожизненного заключения, для лиц, «добровольно совершивших противоречащий природе акт плотской связи с мужчиной, женщиной или животным». Вот такие в Индии порядки. Итак, что же думает по этому поводу известный индийский мифолог?

***

Зачем хиджры ждали Раму?

Впервые опубликовано в газете «Мумбай Мирроу» 15 декабря 2013

Однажды я попросил хиджру* рассказать мне самую священную, на её взгляд, историю их общины. И вот что она поведала:

Когда Рам вернулся из своего лесного изгнания, продолжавшегося четырнадцать лет, он увидел хиджр, ожидающих его у ворот на входе в Айодхью. «Почему вы не зашли внутрь, почему вы остались снаружи?» – спросил он. И они ответили: «Помнишь, люди Айодхьи хотели пойти за тобой в лес. И ты сказал, чтобы все мужчины вернулись. И ты сказал, чтобы все женщины также вернулись. Мы же не мужчины и не женщины. Ты забыл сказать нам, что делать». Рам сильно опечалился из-за такого своего упущения. Не осознавая того, он отправил этих хиджр в изгнание. Он обнял их, изливая на них свою любовь, пообещал все земные и небесные радости и взял их с собой с свою Айодхью.

Эту историю, полную отчаяния от того, что тебя покинули, и надежды на то, что тебя снова примут, можно также найти в книге о хиджрах антрополога Серены Нанды, но без ссылки на источник. Мы можем возразить, сказать, что это выдумки маргинальной общины, которая ищет признания. Но такова цель священных историй. Они представляют субъективную истину, в которой выражается одобрение отдельной общине, её традициям и верованиям.

Рам включает хиджр в свою Айодхью, но так ли поступает республика Индия? Сами хиджры видят себя как третий пол, но так ли записано в их паспортах? Почему мы хотим навязать им либо один, либо другой пол? И делая это, считаем ли мы сексуальные акты хиджр естественными или противоестественными, законными или противозаконными?

Решением Верховного Суда была одобрена статья 377 Индийского Уголовного Кодекса. И это решение относится не только к геям, лесбиянкам, бисексуалам и транссексуалам. Оно относится ко всем странным людям, так называемым «меньшинствам», с так называемыми «правами». Это решение, между прочим, также касается и людей с обычной ориентацией, которые для выражения любви используют нерепродуктивные органы. Да, выглядит, по меньшей мере, страшно, что кто-то хочет регулировать столь интимные детали во взаимоотношениях взрослых людей.

Слово «неестественный», являющееся частью этого печально известного закона, пришло в Индию от англичан. Мы включили его в словарь свободной Индии, подразумевая, что оно означает то же самое, что «ненормальный» или «культурно неприемлемый». Но мудрецы Индии, известные как риши – те, кто видят то, то не видят другие – проводили ясные разграничения между естественным (пракрити) и культурным (санскрити).

Природой управляет матсья ньяйя, или закон рыб, где большая рыба съедает маленькую. Матсья ньяйя означает то же самое, что и закон джунглей, или «побеждает сильнейший».

Культура родилась вместе с отвержением этого закона. Культура создаёт законы, правила и ритуалы, цель которых – помочь беспомощным, дать права слабым, а не только сильным, оставить место неловкому наряду с умелым. Это и есть дхарма (возможности или способности) человека.

Люди – это уникальные животные. Мы обладаем манасом, или умом, и потому известны в Пуранах как манавы. Человеческий ум наделён способностью расширяться (на Санскрите – брах). Следовательно, каждый человек – это Брахма, живущий в личной субъективной ментальной реальности, или брахманде. Это «яйцо Брахмы» может включать людей и исключать людей. Таким образом, каждый Брахма может создавать законы, которые оставляют место одним и не оставляют его другим. Какова брахманда брахмана, такова и его санскрити. Поскольку манас обладает гибкостью, то, будучи мудрым, он может расширить брахманду, и тогда санскрити будет включать в себя всё больше и больше.

В «Шива Пуране» Шива обезглавил Дакшу, потому что санскрити Дакши исключала Шиву, чьё поведение не соответствовало представлениям Дакши. Взамен Шива дал Дакше козлиную голову, напоминая о том, что тот потерял свою человечность.

Шива представляется как полу-женщина (ардха-нари-ишвара). В Матхуре ему поклоняются как Гопешвару, который стал гопи, чтобы танцевать с Кришной. В Натхдваре Кришна носит женские одежды (стри-веша). Эти образы и ритуалы могут выражать собой метафоры бесполого поклонения или подразумевать одобрение многообразия полов и видов сексуального поведения. Всё это зависит от взгляда (даршана) преданного. А даршан зависит от того, насколько широк ум.

Когда ум расширен, мы движемся от Брамина (ограниченного или ищущего ума) к Брахману (неограниченному или осознанному уму), и тогда создаваемое нами общество становится менее осуждающим, более любящим и мирным. В этом суть размышлений Упанишад.

Готовы ли мы, современные индусы, расширить свой ум? Возьмём ли мы хиджр и других необычных людей, как это сделал Рама, в свою Айодхью? И это не имеет отношения к свободомыслию. Это имеет отношение к тому, чтобы быть человеком.

Прим.:

* Хиджры – одна из каст неприкасаемых в Индии, в которую входят представители «третьего пола»: это община гермафродитов, гомосексуалов и трансвеститов, которые не относят себя ни к одному, ни к другому полу, но при этом одеваются и ведут себя, как женщины.

Автор: Devdutt Pattanaik
Перевод: Janna Volkova

Источник: devdutt.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *