Отправляясь в обитель к Богу.
Земля погрузилась в печаль,
Но радовались Небеса…
Так писал Гуру Гобинд Сингх о смерти своего отца, Гуру Тегх Бахадура, отдавшего на растерзание своё физическое тело, но утвердившего дух праведности и преданности. Тегх Бахадур принёс себя в жертву, чтобы защитить право каждого человека исповедовать свою веру и религию. Сейчас мы можем воспринимать эту свободу как должное, то тогда, в 1675 году, миллионы людей были лишены этого права.
Потрясающий факт заключается в том, что Гуру защищал не права сикхов на своё вероисповедание, он выступил защитником кашмирских индуистов, которых в то время мусульманский император Аурангазеб безжалостно обращал в свою веру, казня непокорных и сея страх и смятение.
Сикхский Гуру был предан тому, чтобы защищать свободу всех жителей своей страны, и жертва, принесённая им, подняла понятие о преданности на новый, высочайший, уровень. «Я верю в право каждого спокойно и мирно исповедовать свою религию», — теперь этого утверждения стало недостаточно. Одно только это утверждение не могло подвести к порогу перехода на новый уровень осознанной пробуждённости (состояние «сурат»). Чтобы подняться на него, необходимо такое состояние сознание, в котором сикх скажет себе: «Я готов пожертвовать жизнью, чтобы защитить права всех людей всех религий». Способность подняться до таких высот осознания – высочайший дар, которым наделяет сам Господь, и то был урок, преподнесённый Гуру Тегх Бахадуром.
История говорит нам о том, что в 1675 к Тегх Бахадуру пришли за помощью кашмирские пандиты, которым император Аурангазеб поставил условие – либо они примут ислам, либо будут убиты. Время принятия решения истекло. У них нет армии, им нужна помощь сикхского Гуру. «Пожалуйста, помоги», — обратился к Тегх Бахадуру пандит Кирпа Рам.
Гуру погрузился в глубокую медитацию, услышав просьбу пандита. И в это время в зал, где проходила встреча, зашёл сын Гуру, Гобинд Рай.
«Дорогой мой Гуру, я вижу печальные лица гостей, и тебя, погружённого в молчание и глубокие размышления. Что случилось?» — спросил 9-ти летний мальчик.
Гуру медленно повернулся к сыну и в мельчайших подробностях описал ему всю ситуацию:
«Баата (сын), этот сангат пришёл из Кашмира. Они индусы, которые дружат с сикхами ещё со времён Гуру Нанака. Их положение очень серьёзно…».
«Пита джи (отец), — отвечал Гобинд Рай, — ты Гуру всего мира («Джагат Гуру»). Тебе известны решения всех сложных ситуаций».
«Баата, император Аурангазеб выдвинул ультиматум – он убьёт их всех, если они не обратятся в мусульманскую веру», — объяснил Гуру джи и продолжил: «Кто-то из хорошо известных религиозных людей, Махапуракх, должен пожертвовать собой, чтобы остановить эту бойню. Нам надо найти обладающую величайшей душой личность, которая умрёт ради пробуждения спящего сознания индийского народа».
«Пита джи, на этот вопрос есть простой ответ. Ты и есть самая высоко духовная личность в Индии. Ты можешь принести эту жертву», — отвечал Гобинд Рай.
Тегх Бахадур был рад услышать эти слова, ведь они подтверждали, что его сын достиг того уровня развития, при котором он может стать следующим Гуру, и это означало, что труды Гуру на этой земле завершены. И он сказал пандитам:
«Идите и скажите Аурангазебу, что если он сможет обратить в исламскую веру Гуру Тегх Бахадура, то вся Индия примет эту веру. Но в обратном случае пусть оставит всех в покое».
Конечно, император был доволен, ведь ему необходимо было обратить в свою веру всего лишь одного человека, и дальше безо всякого промедления вся Индия станет мусульманской. Он приказал арестовать Тегх Бахадура.
Летом 1675 года Гуру и несколько его сподвижников были доставлены в Дели, где они должны были отказаться от своей веры или подвергнуться смертной казни. Над Гуру насмехались и требовали явить какое-нибудь чудо. Гуру заявил, что он скорее пожертвует жизнью, чем откажется от веры или на потеху толпе явит какое-то чудо. И тогда их начали пытать. Пять долгих дней изощрённых нечеловеческих пыток. Тегх Бахадура заковали в цепи и посадили в клетку. На его глазах один из его преданных учеников был распилен заживо, другой сварен в котле, и третий был зажарен на раскалённой плите.
Сам Гуру по указанию императора был обезглавлен. Это произошло 24 ноября 1675 года среди белого дня на глазах у множества людей…
«Если хочешь играть со Мной в эту игру любви, то ступай на Мой путь, держа голову на руках…» — это слова из Гуру Грантха, произнесённые третьим Гуру, Гуру Амар Дасом. Предвидел ли он эту жертву? Мы не знаем, но, так или иначе, своей мученической смертью Гуру Тегх Бахадур буквально воплотил эту истину – истину полной отдачи на пути к Богу. Его жертва пробудила индусов от спячки, от пассивного молчания и дала им могущество духа для понимания той силы, которую дают достоинство, вера, жертвенность. Тегх Бахадура называют Щитом Индии, «Хинд-ди-Чадар».
Он всё же явил чудо, но не то, которому радуется праздная толпа, и которое в ту же секунду лопается как мыльный пузырь. Он в полной мере стал своим именем, Тегх Бахадуром, стальным мечом. Мечом веры. Тленный меч отрубил ему голову, но Вечный Меч воссиял, утверждая силу духа и несокрушимость веры.
— статья написана для Йога-портала Бхаджан.народ.ру с использованием материалов сайта SikhiWiki