Naham Karta Hari Karta
Hari Karta Hi Kevalam
Нахам Карта Хари Карта
Хари Карта Хи Кевалам
перевод:
«Делаю не я, делает Хари (Бог), всё совершаемое мной – это поклонение Ему. И даже тогда моё поклонение происходит по Его Воле и никак иначе». Далее продолжение этого стиха несёт такое значение: «Я совершаю поклонение и получаю плоды действий благодаря Его непреходящей Милости».
Объяснение этого известного ведического стиха даёт Свами Ниранджанананда Сарасвати, отвечая на вопрос ученика:
— Пожалуйста, объясните высказывание «Нахам Карта Хари Карта, Хари Карта Хи Кевалам». Как может человек применить его в своей жизни?
— Значение высказывания «Нахам Карта Хари Карта, Хари Карта Хи Кевалам» очень простое. Это знание, мудрость относительно того, что вы не тот, кто думает – кто-то направляет ваши мысли. Вы не тот, кто делает – кто-то действует через вас; вы не творите, кто-то творит через вас; и тот, кто творит через вас, – это космическое Я, Хари.
Это знание гьян, это ощущение бхакти, и это жизнь человека, который действует. Но сначала к вам должно прийти знание своей идентичности. Похоже, ни у кого нет знания своей идентичности. Для того чтобы оно пришло, необходимо задавать себе вопрос: «Какова моя природа?»
Вам не нужно применять «Нахам Карта», так же как вам не нужно применять любовь. Это просто есть, это естественно. Нужно ли вам применять бесстрашие? Нет, оно просто есть как естественное проявление. Похожим образом, обладание способностью понимать «Нахам Карта» – это естественное проявление человека, который стал драштой, или тем, кто видит или свидетельствует. Драшта не означает, что вы осознаёте свою способность свидетельствовать двадцать четыре часа в сутки. Драшта означает того, кто обладает способностью свидетельствовать. Драшта проявляется в поле осознанности, и вы способны видеть это, и это не является реакцией.
Состояние саньям – это состояние драшты. Быть драштой – это естественное проявление. Оно представляет состояние, в котором вы производите акт отдачи. Это очень благоприятно, это настоящее переживание, потому что во время отдачи мы отрекаемся от своих личных вещей и целей. Это бхакти йога, в которой нет личных целей, это похоже на жизнь Мирабай. Человек должен отпустить определённые вещи после того, как он развил осознанность. У него должна быть осознанность по поводу его взаимодействий в жизни; он должен наблюдать как правильное, так и неправильное. Человек не должен пытаться стать героем в одно мгновение. Медленно, медленно ум человека, отношения и мысли развиваются и совершенствуются. Это одна из предпосылок для понимания состояния отдачи.
Отдача – это не то состояние, о котором можно рассуждать при помощи рационального ума, потому что рациональный ум всегда видит разницу: тебе и мне, я и ты, двойственность. Двойственная концепция всегда видится рациональным умом, пока рациональный ум не увидит единичный ум, единый ум. А для этого вам необходимо быть немного нерациональными, нелогичными. Отпустить искушение быть рациональными означает быть нерациональными, и вслед за этим приходит принятие, знание, понимание и движение вперёд к счастью, удовлетворённости, блаженству и спокойствию. Всё это становится вашей природой.
Однако это всегда зависит от того, какая карма проявляется в вашей жизни, потому что в разные времена проявляются разные кармы. Одни кармы меняют ваш образ жизни и жизненные представления на один месяц, после чего вы внезапно осознаёте, что то, что вы делали, было экспериментом по улучшению вашего понимания. Иногда карма длится несколько лет, а иногда – всю жизнь. Человек никогда не бывает хозяином своей судьбы. Никто не может сказать или дать гарантию, какая проявляется карма и когда, что и каким образом воздействует на вас. Если вы начнёте думать о каком-то одном аспекте, то застрянете. Если вы думаете о любви, то застреваете в любви; если вы думаете о гневе, то застреваете в гневе; если вы думаете о депрессии, то застреваете в депрессии или в её противоположности – волнении, перевозбуждении. Это происходит в вашей жизни. Разве не попадали вы в состояние депрессии и перевозбуждения? Переход от высшей точки к низшей, причина и следствие.
Кармы решают, как мы будем пребывать в здоровом состоянии, и как мы будем болеть. У одних людей серьёзная проблема с телом может существовать годами. У них может быть неприятие яркого света или громких звуков… Некоторые люди переедают. Еда – это высшая точка счастья для них.
У каждого из нас есть своя высшая точка. Именно карма приводит вас к этой высшей точке, а затем она меняется, и одновременно меняется ваш образ жизни – это известно как то, что вы становитесь зрелыми, обретаете чуть больше понимания, чуть больше мудрости. Конечно, при помощи своих усилий вы можете быть сильнее перед лицом сложных ситуаций. Вы можете не преодолеть их, но станете при этом гораздо более сильной личностью, сильным человеком.
«Нахам Карта Хари Карта». Это часть вашей жизни, и вы не можете убежать от неё. Даже на смертном одре, в последнее мгновение вашей жизни на планете Земля, в последнее мгновение перед тем, как вы покинете тело, внезапно приходит понимание того, что это конец опыта, и смерть – это следующий шаг. Так что даже в жизни нет непрерывности. Есть начало физического тела и физического взаимодействия, и есть конец физического тела и физического взаимодействия. Есть начало ментального взаимодействия в жизни и конец ментального взаимодействия в жизни. И то и другое – это объекты вашего счастья и страданий. Существует ограниченная область света духа, освещенная им; вот и всё, и человек должен работать в этом отрезке.
Ганга Даршан, 12 сентября 1998 (Перевод: Хари Карта Каур)