А ведь, действительно, нет случайных метафор, даже если они приходят как бы из ни откуда…
Несколько слов о лебеде и молоке
В индийской традиции лебедь (санскр. «хамса» или «ханса») — символ мудрости и чистоты. Он может отличать вечное от невечного, чистое от нечистого, истинное от ложного, т.е. обладает знанием истины. Поэтому близкого к такому состоянию аскета называли хамса, а парахамса – это тот, который ближе всех стоит к Наивысшему, просветлённый (так, например, называли Рамакришну, эмблемой Миссии которого был белый лебедь ). В Индии до сих пор существует поверье, что если перед лебедем поставить чашу воды, смешанной с молоком, лебедь молоко выпьет, а воду оставит. (Источник: «Четыре йоги» Вшекананда Свами).
А вот что говорится на тему лебедя и молока в Индуистской Книге Смерти (глава 16 «ОПИСАНИЕ ПУТИ, ВЕДУЩЕГО К ОСВОБОЖДЕНИЮ»):
76-77. Люди озабочены по-разному, но высшая истина — в другом; Шастры объясняют различными путями, но лучший их комментарий – другой.
Они разглагольствуют о высшем духовном опыте, не испытав его сами. Некоторые прекращают проповедовать, поглощённые самовлюбленностью и эгоизмом.
78-82. Они повторяют Веды и Шастры и спорят друг с другом, но они не понимают высшей истины, как ложка не чувствует аромата пищи.
Цветы возложены на голову, а ноздри не чувствуют запах. Они читают Веды и Шастры, но им недоступно понимание истины.
Глупец, не зная, что истина помещается в нём самом, сбит с толку Шастрами – подобно тому, как пастух с козлёнком подмышкой всматривается в колодец, ища козлёнка.
Словесные знания не могут разрушить иллюзию изменчивого материального мира; тьма не рассеется, если говорить о лампе.
Чтение для человека, лишённого мудрости, как зеркало для слепого. Для самосознающего Шастры – только указатель на знания об истине.
83-84. «Это я знаю; это ещё надо узнать», — он желает слышать обо всём. Если бы даже человек жил 1.000 небесных лет, он не смог бы постичь до конца все Шастры.
Шастры многочисленны, жизнь коротка, и в жизни десятки миллионов препятствий. Поэтому сущность надо понять так, как лебедь выбирает молоко из воды.