«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Aрджуна, обусловливают его». — Бхагавад-Гита, глава 14.
Гуны – это основа всей материи, первичные элементы пракрити, вводящие человека в заблуждение и привязывающие его к колесу сансары. Считается, что подняться над тремя гунами означает достичь освобождения, совершенства и бессмертия.
Знание о саттве, раджасе и тамасе необходимо, для того чтобы подняться над ними. Как пишет Свами Шивананда, «тот, кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре – тот мудрец и совершенный воин».
Человек, у которого преобладает саттва – это шанта, спокойный и невозмутимый. Тот, у кого преобладает раджас – гхора, он беспокойный и возбуждённый. Тот, над кем господствует тамас, называется мудхой. Такой человек уныл и глуп.
С гунами можно и нужно работатью существует такое правило: тамас контролируется при помощи раджаса, раджас – при помощи саттвы, а саттва – при помощи самой саттвы. Т.е. состояние инертности можно преодолеть активной работой, а чрезмерную активность и возбуждённость можно преодолеть при помощи медитации.
Каждое состояние приносит свои плоды. Плод тамасической деятельности – это невежество, раджасической – страдание, и саттвической – счастье. Если человек встречает смерть в состоянии тамаса, его ждёт следующее рождение среди унылых и низко развитых существ. Если в раджасе – он рождается среди привязанных к действию. Смерть в саттве означает то, что человек поднимается в Высшие Миры.
Гуны – это волны, которые раскачивают наш мир, как лодку. Без них не было бы ни движения, ни самого материального мира. Без движения гун наступает пралайя, растворение. И новый мир рождается только тогда, когда возникает вибрация, появляется возмущение и поднимаются волны.
Интересно работает Кундалини йога. Вполне очевидно, что она пробуждает в практикующем раджас – стремление, страсть к деятельности, часто привязанность к результату. Таким образом она вытягивает человека из тамаса, инертного состояния, уныния и депрессии. Очень важно не застревать в этом, и тогда в какой-то момент раджас «переплавится» в более тонкое состояние. Релаксация и следующая за ней медитация переведут в саттву. По крайней мере, очень важно, чтобы именно так и происходило, вот почему необходимо завершать классы «мягкой посадкой», дать время на переваривание и интеграцию.
Посмотрите на лица занимающихся до и после занятия – и вы увидите, как происходит преобразование гун и поверите, что это преобразование возможно.