Ганди утверждал, что его Бог — это Истина: «То, к чему я стремлюсь, — это быть готовым во всякий миг подчиниться зову Истины, моего Бога». Он говорил это без связи с какой-либо религией, хотя и был индуистом и почитал Бхагавад-гиту. Но ведь душа человека не принадлежит ни к какой религии, скорее, она принадлежит к тому, что выше всех религий, к тому, что остаётся выше всех умопостроений человека.
Господь всемилостив и терпелив и даёт нам называть Его разными именами. И всё же Ганди говорит о необходимости религии, но не как набора ритуалов и бездумных, потерявших свою духовную основу действий, а как «религию, которая составляет основу всех вероисповеданий, которая ставит нас лицом к лицу с Творцом». Религия не подразумевает сектантства и фанатизма. Ганди понимает под ней веру в упорядоченное нравственное устройство вселенной. Оно невидимо,но не становится из-за этого менее реальным. Такая религия не ограничена рамками индуизма, ислама, христианства и т.д. Она не вытесняет их. Она гармонизирует их и придаёт им реальность. В представлении Ганди религия должна изменять саму природу человека. Он говорит о религии, которая порождает «неразрывную связь человека с истиной внутри него, и которая всегда очищает. Это постоянный элемент человеческой природы, и никакая цена не будет чрезмерной за то, чтобы достичь полного его воплощения».
Йоги Бхаджан говорил о том, что внутри человека существует страстное стремление принадлежать — longing to belong. Каждый выбирает то, к чему он принадлежит. Так или иначе, мы все принадлежим чему-то. Нас тянет в группы, сообщества, партии, формальные и неформальные объединения. Какое-то время они питают душу, а потом приходит разочарование, и — новый поиск. Отождествление себя с кем-то или чем-то не длится долго. Наступает кризис идентификации. Мы снова ищем то, с чем идентифицировать себя. Отождествление с социальной ролью? Отождествление с качествами, которые мы сами себе приписали? — Годится лишь на время…
Душа продолжает искать, она мечется и сражается, она чувствует себя запертой в клетке того, что ум человека может даже считать свободой. Душа человека — искра Божья, кто будет спорить с этим? А значит, ей присущи те же качества — и это качества Бесконечности и Истинности. «Душа, — говорил Ганди, — пребывает в нетерпеливом беспокойстве, пока она не отыщет себя, не познает своего Создателя и не примет истинную связь между собой и Создателем».
Есть ли критерии истинности этой связи?
«Как только мы теряем нравственную основу, мы перестаём быть религиозными. Не существует такого явления, как религия, выходящая за границы нравственности. Человек, к примеру, не может быть лживым, жестоким и невоздержанным, и при этом утверждать, что Господь на его стороне», — вот очень реалистичное и практическое утверждение Махатмы Ганди.