harimandir

Этот рассказ был написан в 2003 году для сайта www.kundaliniyoga.ru

Наш путь в Амритсар лежал через Ворота к Богу, так переводится название города Харидвар, который запомнился невероятно плотной заселённостью набережной Ганга, где участок 1,5 на 2 метра уже считается полноценной жилой площадью. Сам Ганг служит для местных жителей и жизненным источником, и сточным каналом, такое своеобразное место встречи праны и апаны.

В шуме и суете вокзала Харидвара люди в тюрбанах отличались степенностью и немногословностью. «Сикхи!» — при их виде у меня захватывало дыхание, как, наверное, в детстве при встрече со сказочным Дедом Морозом. На самом деле, спутать сикха нельзя ни с кем, и не только по характерному внешнему виду. Есть в них нечто такое, что приковывает внимание, заставляет расправлять плечи и дышать глубже.
Итак, утром следующего дня мы были в Амритсаре, столице штата Пенджаб, городе Золотого Храма.

Давным-давно на месте Амритсара находился густой лес, в центре которого было озеро. По преданию Будда, которому пришлось остановиться здесь на ночлег, сказал: «Это лучшее место для буддистских монахов, где они могут достичь Нирваны (Освобождения), но пройдёт время, прежде чем оно станет знаменитым». Водоём был расширен и обустроен в 1574 году четвёртым сикхским Гуру – Гуру Рам Дасом. Он дал ему название Амрит – Саровар, что означает Озеро Нектара. Город начал расти вокруг водоёма, и стал известен как Амритсар. Золотой Храм был воздвигнут посередине озера в 17 веке Гуру Арджуном.

Сняв в одном из гестхаузов, т.е. гостиниц, весь верхний этаж всего за 600 рупий и покидав там свои рюкзаки, я и двое моих друзей вышли в город и поняли, что все дороги Амритсара ведут к Золотому Храму. Помню, как позади остались шум улиц и усталость бессонной ночи, также как и переживания о прошлом, и беспокойство о будущем. Под моими босыми ногами был белый мраморный пол, а перед моим взглядом – сияющий солнцем на фоне синего неба Золотой Храм и его отражение в воде. Пространство наполняли звуки сикхских гимнов из Священной Книги Ади Грантх. Я опустилась на колени и склонила голову. Время остановилось. Оно застыло и превратилось в кусочек янтаря, который остался со мной навсегда. Уже потом я обошла храм со всех сторон, прочитала все мемориальные таблички, рассказывающие об истории сикхской святыни, но это первое мгновение встречи осталось как бы само по себе, отдельно от всего. Я вспомнила слова Карта Сингха, который говорил о том, что Золотой Храм – это очень сильное место, где человека накрывают необыкновенные переживания, где можно просто расплакаться и почувствовать себя при этом счастливым и благословенным человеком.

На одном постаменте рядом с Амритсароваром я прочитала историю про сикхского воина Баба Дип Сингха, рассказывающую о том, как он был смертельно ранен в кровавой битве, проходившей в четырёх милях от Амритсара. Баба Дип Сингх закачался, готовый упасть замертво, когда один из его друзей напомнил ему о его клятве достичь Амритсара. И он сразу же восстал, удерживая левой рукой свою почти отрубленную голову и правой рукой продолжая сражаться с врагами и оттеснять их. Его клятва была исполнена, таким образом он дошёл до священного озера, уронил в него свою голову и упал сам.

Вообще сикхи – народ приветливый. В Золотом Храме есть обычай, который называется Лангар или Общая Кухня, введённый сикхскими Гуру, которые понимали, что разговоры о Боге будут пустыми для человека с пустым желудком. Также обычай Общей Кухни имел значение объединения людей, будь ты простой мирянин или гуру, он провозглашал стирание границ между человеком и человеком. Вот и я оказалась в огромном зале, где помимо меня была ещё как минимум тысяча разного народу, в тюрбанах и без. На входе мне выдали железную тарелку и чашку. Я сидела в одном из длинных рядов в Простой позе и дожидалась, когда разносчик еды положит из своего ведра мне в тарелку кашу непонятного зелёного цвета и выдаст пару чапати, т.е. лепёшек. Прозвучала длинная речь, из которой я поняла только последние слова «Вахе Гуру!», и все активно приступили к еде. Я поняла, что обижать гостеприимных хозяев нельзя и отпробовала заморских блюд, как смогла. Потом, уже на выходе, меня догнал один молодой марокканец и сказал, что он восхищался тем, как «леди мужественно себя вела».

В Золотом Храме четыре двери – на Восток, на Запад, на Север и на Юг. Это говорит о том, что храм открыт для всех, сюда могут приходить люди разных вероисповеданий, каст, мировоззрения и пола. Основатель сикхизма Гуру Нанак говорил о том, что истина не может быть чей-то собственностью, истина дремлет в каждом человеке. И она «пробуждается посредством искренней, самоотверженной и длящейся всю жизнь Садханы. Человек становится человеком, когда на него снисходит Предельная Истина; когда он может искренно любить истину».

Если вы когда-нибудь окажетесь в Амритсаре, то не забудьте посетить и ещё одно замечательное место – Мири Пири Академию, основанную здесь Йоги Бхаджаном. Её название означает принцип сочетания духовного и материального. Здесь учат обычным наукам, учат Кундалини йоге, учат полноценно проявлять себя в жизни, не теряя связи со своим Истинным «Я».

Через несколько дней я окажусь в холодном Кашмире, в городе Пахалгам, и долгими зимними ночами буду вспоминать Амритсар как новую яркую звезду на своём небе…

В 2008 я снова побывала в Амритсаре. Может быть, когда-нибудь напишу об этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *