Одна из красивейших метафор Гуру Грантха — это Душа-Невеста. Так сикхи называют душу человека, стремящуюся к своему Возлюбленному. Вся Книга Гуру Грантх, все 1430 страниц — это воспевание Возлюбленного Мужа-Господа, обращение к Нему как к источнику радости, благости, света… Памятование о Нём… И это называется Наам Симран, постоянное молчаливое памятование, без слов, без единой паузы…
Интересную статью о том, что такое Наам Симран, я нашла на одном сикхском сайте (http://www.globalsikhstudies.net). Захотелось перевести её, чтобы поделиться с другими. Итак:
НААМ Симран… Что это такое?!
Кирпал Сингх Ниджар, США
«НААМ Симран» – это постоянное, непроизвольное, естественное памятование о Возлюбленном, когда любящий находится в разделении с Ним. В ситуации разлуки в уме бесконечной чередой следует цепь образов красоты, прикосновений, качеств возлюбленного, всплывают чувства, которые переживались в то мгновение, когда возлюбленный был рядом. Образ, звук, прикосновение, запах того, что принадлежит возлюбленному, пробуждают ожидания этого видения и дают начало цепочке воспоминаний. Даже если человек занят своими повседневными делами, на заднем плане его ума постоянно присутствует неконтролируемое воспоминание, памятование, о возлюбленном, возлюбленной. В Гурбани есть такое выражение: «аджапа джап». Ум кажется молчаливым снаружи, но внутри он очень занят, снова и снова вспоминая свою любовь. Ни единого слова не срывается с уст любящего, в то время как непроизвольное памятование происходит без единой паузы, молча, без слов…
Наам Симран – это незримая игра, происходящая в невидимых и сокровенных уголках сердца, в подсознании. Это настойчивое постоянное желание любящего сердца быть со своей любовью. Разлука даже на одно мгновение ощущается как вечный костёр агонии… Ничто не успокоит сердце, кроме встречи с возлюбленным. Пылающее желание сердца – быть с любимым подобно желанию пчелы быть с цветком, желанию рыбы быть в воде, и желанию мотылька лететь на свет. В Наам Симране Возлюбленный всегда присутствует, Он где-то рядом, игриво прячась, Он в то же время в любое мгновение готов показать, проявить Себя.
Для того чтобы Наам Симран был законченным, необходимы следующие основные элементы: 1. Существование Возлюбленного, 2. Сердце влюблённого, безмерно впечатлённое красотой Возлюбленного, 3. ЛЮБОВЬ к Возлюбленному, 4. Физическая разлука с Возлюбленным.
У Гуру лишь одна Любовь… Читая Гуру Грантх, никто не усомнится в том, что Возлюбленный для Гуру – это не кто иной, как ОДИН БОГ. Вне всяких сомнений, Возлюбленный для Гуру – это ОДИН БОГ, вездесущий, присутствующий повсюду и во всём, Творец, без страха, без ненависти, реальность вне времени, не подверженный рождениям и смертям, самосущий.
Он познаётся по Милости Гуру. Красота Возлюбленного выше описаний. Возлюбленный не имеет формы и всё же присутствует во всём как невидимая сила, действующая за каждым атомом и поддерживающая существование всего, что мы видим. Возлюбленный Гуру выше физической реальности, и в то же время Он находится в каждом сердце, как огонь присутствует в сердцевине дерева. У Возлюбленного нет имени, и в то же время к Нему обращаются разными именами: Бог, Аллах, Рам, Хари, Гобинд, Гобардхан, Морари, Вахэгуру,.. Отец, Мать, Брат, Муж, или просто Друг.
Более того, Возлюбленный присутствует во всём, Он присутствует в земле, в песчинке, семени, воде, растениях, листьях, горах, муравьях, слонах, людях, запахах, цветах, свете, темноте… и всё же Он невидим. Всё, что мы видим – это, по своей сути, проявленная красота Возлюбленного, а то, что мы не видим – непроявленная Его красота.
Любовный роман Гуру с его Возлюбленным настолько полный, что он не хочет терять ни мгновения этой драгоценной, но непрерывно сокращающейся, жизни, думая и говоря о ком-то другом, вспоминая о ком-то другом. Сири Гуру Грантх Сахиб, священная сикхская книга, – это живое свидетельство любовного романа Гуру со своим Возлюбленным.
…В СГГС Гуру пишет о существовании, красоте и процессе, через который любой, настроенный на Любовь, ум может влюбиться в Высшего Возлюбленного ВСЕХ нас. Цель Гуру в Сири Гуру Грантхе – это побудить каждого из нас почувствовать ЛЮБОВЬ к Возлюбленному, чтобы каждый из нас мог непосредственно из первых рук ощутить переживания, описанные Гуру.
… Он знает, что наше внимание сосредоточено на видимой мирской любви, на Майе, обладании земным, Он видит, что мы не можем быть постоянными. Мы достаточно сильно влюблены в мирские вещи, такие как золото, серебро, машины, большие дома, женщины и мужчины, земли, экзотическая пища, напитки и т.д. Мы не обращаем свою любовь к Высшему Возлюбленному. Посмотрим на свои любовные истории: …в детстве нашими «возлюбленными» были домашние животные, кошки, собачки, хомячки, игрушки или видео игры, которые по мере того, как мы повзрослели, заменились любовью к другим игрушкам Майи, обладанием другими мирскими вещами. Наш, так называемый, «Наам Симран» по отношению к «Возлюбленной» Майе настолько полон и всеобъемлющ, что, ослеплённые своей страстной любовью к ней, мы не можем думать ни о чём… и, разумеется, мы не думаем о Высшем Возлюбленном. …Мы просыпаемся утром, и всё, о чём мы думаем, это наша «возлюбленная» Майя. Мы готовимся к работе, но думаем о «возлюбленной» Майе. Мы ведём машину, едем на велосипеде или в автобусе, или же просто идём пешком и по-прежнему не думаем ни о чём другом, как только о Майе. Все наши планы связаны с тем, как получить больше Майи. Мы возвращаемся домой и отдыхаем, но о чём мы думаем в это время?… О своей «возлюбленной» Майе. Мы спим и видим сны. О чём эти сны?… Да, опять о ней.
Всю жизнь мы тратим на поиски ложного «возлюбленного», и о чём же мы думаем на своём смертном одре?.. К сожалению, опять о ней, о Майе. Почему? Потому что мы никогда не думали и не учились думать о Высшем Возлюбленном, за всю свою жизнь мы так и не влюбились в Него. Всю жизнь мы были заняты «Наам Симраном» «возлюбленной» Майи. И разве можно в последнее мгновение жизни переключиться на Высшего Возлюбленного? Наш жизненный опыт дал нам представление о фальшивой красоте, обмане, притворстве, фальшивых одеяниях и фальшивых механистических ритуалах. В своём непонимании, идущем от преследования фальшивой «возлюбленной», мы начинаем применять те же самые подходы и к поискам Высшего. Мы носим ничего не значащие, так называемые, одеяния святых, натираем тела пеплом, покидаем дома, притворяемся аскетами, давшими обет безбрачия, отправляемся в Святые места паломничества. Или же просто бездумно бормочем: «Рам, Рам, Аллах, Аллах, Вахэ Гуру, Вахэ Гуру» и называем это Наам Симраном.
Гуру предупреждает нас о такой поддельной духовности. В Сири Гуру Грантх Сахиб на странице 491 Он говорит: «Все повторяют «Рам, Рам» (с надеждой найти Бога); но таким механистичным повторением Господа не найти. Лишь по Милости Гуру Господь приходит, чтобы пребывать в уме, только так человек получает плоды памятования Бога. ||1|| Господь никогда не оставит того, кто влюбился в Него всем сердцем; такой человек постоянно помнит Господа в своём уме. ||1||Пауза|| (С другой стороны) жажда тех, чьи сердца наполнены обманом, и кто зовёт себя святыми, одевшись в одежды святых, никогда не будет утолена, они никогда не найдут покой. В конце они раскаиваются, покидая этот мир. ||2|| Даже если человек пытается принять омовение во многих местах паломничества, его эго не покидает его; его ум блуждает в двойственности (и теряется в страстном стремлении к Майе) – Праведный Судья Дхармы наказывает его. ||3|| Только тот, на кого Господь излил Свою Милость, находит Господа; однако немного таких людей, кто поняли этот секрет Гуру… О, Нанак, только победив своё эго, человек встречает Высшего Мастера. ||4||4||6||
Сири Гуру Грантх Сахиб, полностью, а не только какая-то его часть, – это руководство, данное Самим Гуру о выполнении Истинного Наам Симрана. На первой ступени «Вадиа Вичаар», понимания, невидимый высший Господь, Возлюбленный, становится видимым. Затем ум очаровывается красотой Высшего Возлюбленного. И, наконец, Гуру помогает человеку вступить в прямой диалог с Возлюбленным и почувствовать Любовь к Нему. «Вадиа Вичаар» – это способность ума влюблённого увидеть Высшего Возлюбленного в Его микроформе, пребывающим в каждой частичке творения, и затем наступает состояние «Висмаад», когда ум непроизвольно восклицает «Вау!». Когда ум видит бесконечность творения в макроформе, он снова говорит «Вау!». Когда он видит непринуждённую и лёгкую игру творения, поддержания и разрушения, он произносит «Вау! Вау! Вау!»… И тогда начинается непроизвольная, невыразимая словами цепная реакция Наам Симрана, когда в подсознании беспрерывно звучит «Вахэ Гуру, Вахэ Гуру, Вахэ Гуру»… И это есть настоящее памятование Бога.
Раньше занимался Сюрат Шабд Йогой.Симран это 5 заряженных имен Бога,которые рекомендуется повторять во время медитации и в повседневной жизни.Эти имена даются ученику при посвященни.Они являются паролем для прохождения души через сферы творения на пути к Богу.Похожее есть у гностиков.На каждую из 5 сфер свое слово.Симран является мощной защитой от негативной силы.Его запрещается кому то передавть или произносить вслух.Это направление йоги еще называется Сант Мат(путь мастеров)