Мир в трёх мирах

Как всегда новый необычный взгляд известного индийского мифолога Девдутта Паттанаика на некоторые, казалось бы, хорошо известные вещи. На этот раз – его объяснение мантры Шанти и размышления о том, что такое ахам, атма и возможен ли мир во всём мире. И как всегда Девдутт направляет нас за поиском ответа вглубь самих себя.

***

Мир в трёх мирах

Каждый индийский ритуал заканчивается словами «Шанти, Шанти, Шанти-и», которые условно можно перевести как «Да будет мир, мир, мир». Почему слово повторяется три раза? И может ли воистину быть мир во всём мире?

Предположение о том, что мир во всём мире может когда-либо наступить, считается наивным в индуизме. Чтобы выжить, каждому живому существу необходима еда. Чтобы получить еду, животные должны превращаться в хищников и убивать. Жестокость играет ключевую роль в поддержании жизни. Пока есть потребность в еде, будет хищный образ жизни, отсюда жестокость, и, следовательно, никакого мира. Человек убивает больше, чем какое-либо другое живое существо, потому что мы запасаем больше еды, чем нам необходимо для жизни, чтобы застраховаться от будущей нужды. Каждое поле, сад, огород, которые снабжают нас пищей, устроены путём разрушения экосистемы. Сырьё для промышленности может быть предоставлено только путём разрушения экосистем. Таким образом, человеческое общество построено на жестокости. Индуизм признаёт эту азбучную истину, и именно поэтому индийские боги держат в руках оружие. С таким прагматическим подходом к жестокости, почему в индийских ритуалах повторяется эта мантра за мир? И почему три раза?

В храмах Шивы Шиве предлагаshivaют веточку с дерева билва. На веточке три листа. Священная отметка Шивы состоит из трёх горизонтальных линий. Шива держит трезубец с тремя зубцами. У Шивы три глаза — левый, правый и центральный. Его называют Трипурантака — разрушитель трёх городов. Возможно, именно здесь кроется секрет мантры за тройной мир.

Шива – это лучник, который сражает три города одной стрелой. Стрела – это символ равновесия. Для одного выстрела необходимо сосредоточение. Для сражения трёх городов одной стрелой, необходимо быть терпеливым и осознающим, пока три города не выстроятся точно в ряд. Все эти характеристики наводят на мысль, что искусство стрельбы из лука Шивы является метафорой для йоги. Йога успокаивает ум, чтобы мы были осознающими, терпеливыми, уравновешенными и сосредоточенными. В таком состоянии мы обнаруживаем три города нашего обитания.

Этими городами являются: наше тело, все вещи, на которые мы заявляем свои права, и все вещи, на которые мы не заявляем свои права. Другими словами, «я, моё, не-моё». Собственность – это человеческое заблуждение – люди верят, что у них есть законные права на землю и, следовательно, у них есть убеждение о праве собственности, и о том, что мы можем обладать, покупать, продавать и передавать следующему поколению. Собственность является культурным, а не естественным понятием. В этом великое заблуждение человечества.

Йога помогает нам осознать, что в этом мире нам ничего не принадлежит. Мы рождаемся без имущества и умираем без имущества. Отдавая себе в этом отчёт, мы разрушаем «моё и не-моё». Йога также помогает нам осознать, что «я» – это не тело. У нас есть ложная сущность, ахам, эго, которое зависит от тела и умирает, и подлинная сущность, которая называется атма, душа, которая не зависит от тела и никогда не умрёт. Истинная мудрость становится достижимой, когда мы перерастаем зависимость от «я, моё и не-моё».

Таким образом, мантра «Шанти, Шанти, Шанти-и» не означает: «Да будет мир, мир, мир». Она означает: «Позвольте мне примириться с ограничениями того, что есть я, моё и не-моё». В этом окончательная цель индуизма: перерасти ахам и осознать атму.

Автор: Devdutt Pattanaik
Перевод: Karta Prakash Kaur

Источникdevdutt.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *