Говорят, что Брахма, первотворец Вселенной, забыл, зачем он создал этот мир. Мир оказался настолько красивым, что он очаровался им. Точнее ей. Поскольку созданный им мир предстаёт в женском образе, в образе дочери Брахмы. Она решила обойти вокруг него, чтобы выразить своё почтение как отцу, но он уже забыл, что она дочь. Она была необыкновенно прекрасна. Брахма очень не хотел упустить её из виду, и внезапно стал четырёх-головым, чтобы сопровождать чудесное творение взглядом, где бы она ни находилась – на западе, востоке, севере или юге. Творение Брахмы называют Майей.
И всё-таки, зачем Брахма создал мир? Творцу стало скучно, и он захотел познать себя. Но разве «один» может познать сам себя? Для познания нужен «другой». Чтобы происходило наблюдение, нужен и наблюдатель, и объект этого наблюдения. Творец – это наблюдатель, объект наблюдения – творение.
Как часто наблюдатель теряет себя в объекте наблюдения, забывая о первоначальной своей цели! Наш внутренний Брахман творит реальность вокруг, эту внешнюю Майю. И забывает о том, что окружающий мир создан для того, чтобы мы познавали себя, а не увлекались им и не погружались в него всеми четырьмя головами.
Йога – это постоянный процесс вспоминания цели творения, двигатель которого – чувство разъединения и разлуки. И где-то глубоко внутри мы знаем, что разлука эта не с материальным миром, а с душой.
Для меня йога – это движение через пространство и время, которые создают чувство разделённости, движение за их пределы, где 1+1 – это не 2, а всё также 1.